Реализация программы по сохранению объектов культурного наследия


Предисловие
В России активно реализуется целевая программа по сохранению объектов культурного наследия, подразумевающая выполнение текущего и капитального ремонта и реставрации зданий, памятников, архитектурных ансамблей, а также прочих сооружений, имеющих историко-культурную ценность.

Прежде чем приступить к проведению работ, необходимо подготовить проектную документацию, согласовать план и средства осуществления мероприятий в Минкульте, провести экспертизу и получить разрешение.

Подробно обо всех этапах рассказывается в данном материале.

СУТЬ ПОНЯТИЯ

В настоящее время проблема сохранения объектов культурного наследия достаточно актуальна. Термин «сохранение» в Федеральном законе от 25.06.2002 № 73-ФЗ трактуется достаточно широко. Применительно к сфере градостроительства сохранение – это ремонтно-реставрационные работы, направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор (п. 1 ст. 40).

В целях реализации федеральной целевой программы «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010 г.)» приказом Госстроя России от 07.05.2002 № 75 создано государственное учреждение «Федеральный центр по охране памятников архитектуры и градостроительного искусства». В состав комплекса мероприятий по сохранению и реставрации отдельных ансамблей и объектов архитектурноградостроительного наследия, в частности, входит и ремонт, консервация, реставрация наиболее значимых памятников архитектуры и градостроительства с приведением характера их современного функционального использования в соответствие с историко-культурным значением.

Нормативное регулирование осуществления капитального ремонта или реставрационных работ объектов культурного наследия имеет определенные особенности (по сравнению с общими нормами градостроительного законодательства, регулирующего порядок реконструкции и ремонта объектов капитального строительства) обусловленные спецификой объектов, подлежащих ремонту и реставрации. Согласно ст. 4 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, объекты культурного наследия подразделяются на категории историко-культурного значения:

  • объекты культурного наследия федерального значения, т.е., объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
  • объекты культурного наследия регионального значения, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
  • объекты культурного наследия местного (муниципального) значения, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

Данное деление имеет практическое значение в частности и для осуществления ремонта и реставрации объектов культурного наследия, поскольку от категории указанных объектов зависит и порядок согласительно разрешительных процедур, предшествующих осуществлению ремонтно-реставрационных работ, о чем пойдет речь далее. Кроме того, вопросы разграничения полномочий в отношении объектов культурного наследия нередко становятся предметом рассмотрения в судах.

Именно в силу особой значимости вышеназванных объектов культурного наследия законодатель устанавливает особый порядок их ремонта и реставрации, который урегулирован не нормами ГрК РФ, а специальными нормативными актами, в виду того, что в ГрК РФ прямо указано, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (подп. 1 п. 4 ст. 36); при этом, к градостроительным отношениям применяется законодательство об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (п. 3 ст. 4). Среди специальных нормативных актов прежде всего следует назвать указанный Федеральный закон, а именно: положения главы VII, а также Реставрационные нормы и правила РНиП 1.02.01-94 «Инструкция о составе, порядке разработки, согласовании и утверждении научно-проектной документации для реставрации недвижимых памятников истории и культуры», утвержденные приказом Минкультуры РФ от 25.03.1994 № 219 и другие нормативные акты.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕМОНТНО-РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ

Общие правила проведения работ по сохранению объекта культурного наследия определены в ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ. Основаниями для проведения ремонтно-реставрационных работ в отношении объектов культурного наследия могут быть утвержденные в установленном порядке:

  • плановые (реставрационные) задания или предписания государственного органа охраны памятников истории и культуры (охраны культурного наследия);
  • программы по сохранению и использованию памятников истории и культуры и их среды для городов и других поселений, включенных в Списки исторических городов и других поселений;
  • проекты районной планировки, проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других поселений, имеющих памятники истории и культуры;
  • генеральные планы или схемы формирования и развития памятных мест, историко-культурных музеев и заповедников, заповедных территорий;
  • научно-реставрационные (технико-экономические) обоснования реставрации архитектурных ансамблей и комплексов;
  • акты технического состояния и определения планов работ по памятникам и благоустройству их территорий в охранных документах (охранном договоре, охранно-арендном договоре, охранном обязательстве);
  • указы Президента, постановления Правительства Российской Федерации и Правительств субъектов Российской Федерации, директивные акты органов исполнительной власти по реставрации недвижимых памятников истории и культуры.

Прием документов, необходимых для получения разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, и выдача разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

ЭТАПЫ РАБОТ

Сама процедура осуществления ремонтно-реставрационных работ в отношении объектов культурного наследия достаточно сложна, в частности и за счет обязательного проведения согласительно-разрешительных мероприятий, предшествующих непосредственным работам по сохранению объекта культурного наследия. Данная процедура включает в себя следующие этапы:

  • согласование соответствующим органом охраны объектов культурного наследия задания на проведение работ;
  • разработка научно-проектной документации;
  • проведение государственной историко-культурной экспертизы;
  • получение разрешения на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия,
  • осуществление контроля проведения ремонтно-реставрационных работ.

В случае если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия, такие работы проводятся в соответствии с требованиями указанного Федерального закона и Градостроительного кодекса Российской Федерации.

РАЗРАБОТКА НАУЧНО-ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Важное место в этом процессе занимает разработка научно-проектной документации, поскольку реставрация недвижимого памятника истории и культуры без научно-проектной документации не разрешается. Согласованная и утвержденная научно-проектная документация является обязательной для всех участников процесса реставрации. Научно-проектная документация разрабатывается в соответствии с заданием на разработку научно-проектной документации для реставрации недвижимого памятника истории и культуры. Задание составляется заказчиком, независимо от его принадлежности, юридического статуса, формы собственности и источников финансирования. Составление задания заказчик может поручить на договорных условиях научно-проектной реставрационной организации или частному лицу, имеющему необходимые лицензии. Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника объекта культурного наследия либо пользователя объектом культурного наследия. Задание утверждается заказчиком после согласования его государственным органом охраны памятников истории и культуры. Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется в отношении объектов культурного наследия федерального значения органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области охраны объектов культурного наследия.

Согласно Административному регламенту Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по исполнению государственной функции по выдаче разрешений и заданий на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия от 26.10.2007 № 329 (далее — Административный регламент), такими органами до 2012 года являлись центральный аппарат и территориальные управления Россвязьохранкультуры. В отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, — в порядке, установленном законом субъекта РФ или муниципальным правовым актом.

В настоящий момент указанный выше регламент фактически утратил свою силу ввиду вступления в силу Приказа от 28 июня 2012 г. № 683 Министерства культуры Российской Федерации «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством культуры Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения».

В указанном регламенте содержится исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления, а также перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, и которые заявитель вправе представить, а также способы их получения заявителями, в том числе в электронной форме, порядок их представления. Указанный регламент содержит, помимо этого, исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги. Следует отметить, что государственная услуга предоставляется без взимания государственной пошлины или иной платы. Для запроса о предоставлении государственной услуги не требуются залы ожиданий и места для заполнения заявлений. Заявители должны предоставить документы в экспедицию Минкультуры России лично либо почтовым отправлением. После этого заявление регистрируется путем присвоения входящего номера в структурном подразделении Минкультуры России, ответственного за предоставление государственной услуги, не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем его получения. Заявление, направленное в электронном виде через информационные ресурсы Минкультуры России в сети Интернет и Единый портал, регистрируется в автоматическом режиме и поступает в структурное подразделение Минкультуры России, ответственное за предоставление государственной услуги.

Получив согласованное задание, заказчик заключает договор генерального подряда с исполнителем, рекомендованным государственным органом охраны памятников истории и культуры для разработки научно-проектной документации.

В частности, договор генерального подряда может быть заключен с исполнителем, получившим право генерального подряда на условиях подрядных торгов (тендеров). В случае заключения договоров подряда с несколькими исполнителями, заказчик обязан самостоятельно координировать разработку научно-проектной документации или поручить это на договорных условиях одному из исполнителей, как правило, специализирующемуся в области научно-проектных работ по реставрации недвижимых памятников истории и культуры, с уведомлением по этому вопросу государственного органа охраны памятников- истории и культуры.

Для разработки научно-проектной документации для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия исполнитель в целях ознакомления с памятником и имеющейся по нему документацией, сбора или подготовки исходной и разрешительной документации, составления программы научно-проектных работ, сметы-калькуляции и задания на разработку научно-проектной документации может проводить исследование недвижимого памятника истории и культуры, но для этого он обязан получить в государственном органе охраны памятников истории и культуры письменное разрешение на изучение недвижимого памятника истории и культуры, в котором указывается программа исследований, особые условия их проведения и обязательства исполнителя при исследованиях, а также срок представления отчетной документации в государственный орган охраны памятников истории и культуры.

В зависимости от содержания и порядка, предусмотренных основаниями для реставрации недвижимого памятника истории и культуры, научно-проектная документация может разрабатываться в целом, на весь комплекс работ по реставрации, на отдельные очереди реставрации или на локальные работы.

Кстати, следует отметить, что разработка научно-проектной документации осуществляется, как правило, в течение всего времени реставрации памятника в связи с тем, что исследование памятника и принятие соответствующих проектных решений производятся как до начала, так и в процессе производства работ по реставрации.

Научно-проектная документация для реставрации недвижимого памятника истории и культуры в целом или ее очереди состоит из следующих разделов: предварительные работы; комплексные научные исследования; проект реставрации; рабочая проектно-сметная документация; научно-реставрационный отчет. Содержание и состав разделов научно-проектной документации, в том числе для локальных работ, устанавливаются заданием применительно к содержанию реставрации конкретного недвижимого памятника истории и культуры. Разработка научно-проектной документации осуществляется в течение всего времени реставрации памятника в связи с тем, что исследование памятника и принятие соответствующих проектных решений производятся как до начала, так и в процессе производства работ по реставрации. Следует иметь в виду, что на научно-проектную документацию для реставрации недвижимых памятников истории и культуры распространяется действие норм законодательства об авторских и смежных правах.

Научно-проектной документация передается исполнителем заказчику в соответствии с календарным планом работ по акту сдачи-приемки готовой продукции, в копиях в количестве четырех экземпляров, кроме раздела «Комплексные научные исследования», документация которого передается в трех экземплярах.

СОГЛАСОВАНИЕ НАУЧНО-ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Научно-проектная документация по проведению работ на объекте культурного наследия требует ее согласования, порядок и условия которого, а также согласующие инстанции и организации устанавливаются заданием. Целесообразно предусмотреть предварительное рецензирование научно-проектной документации ведущими специалистами в области охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры. Согласно п. 3.1 Инструкции, в обязательном порядке с государственными органами охраны памятников истории и культуры должны быть согласованы разделы научно-практической документации: «Предварительные работы» и «Проект реставрации», а также отдельные сложные архитектурные, конструктивные, инженерные и технологические решения рабочей проектно-сметной документации, раздел «Научно-реставрационный отчет». Кроме того, основные положения по организации реставрации раздела «Проект реставрации», отдельные сложные конструктивные, инженерные и технологические решения рабочей проектно-сметной документации в части видов и объемов работ, сметная документация (за исключением сметы-калькуляции на разработку научно-проектной документации) согласуются еще и с подрядными производственными организациями. На согласование научно-проектной документации в одной инстанции законодателем отводится срок не более пятнадцати дней (п. 3.2 Инструкции). Если в ходе согласования были сделаны замечания, исполнитель в месячный срок должен рассмотреть их и внести соответствующие исправления и дополнения в научно-проектную документацию, а при несогласии с ними — обратиться в государственные органы охраны памятников истории и культуры за разрешением разногласий. При отсутствии замечаний в течение пятнадцати дней научно-проектная документация считается согласованной и может быть передана заказчику.

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

После согласования документация, обосновывающая проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в течение пятнадцати дней после получения ее от исполнителя, должны быть передана заказчиком на государственную историко-культурную экспертизу. Заказчик работ, подлежащих историко-культурной экспертизе, оплачивает ее проведение. Срок проведения экспертизы, при условии предварительной оплаты заказчиком расходов по экспертизе, устанавливается экспертным органом, но не должен быть более шестидесяти дней. Основные принципы проведения историко-культурной экспертизы закреплены в Федеральном законе от 25.06.2002 № 73-ФЗ, к которым, согласно ст. 29 названного нормативного акта, относятся принципы научной обоснованности, объективности и законности; презумпции сохранности объекта культурного наследия при любой намечаемой хозяйственной деятельности; соблюдения требований безопасности в отношении объекта культурного наследия; достоверности и полноты информации, предоставляемой заинтересованным лицом на историко-культурную экспертизу, а также независимости экспертов и гласности. Непосредственный порядок проведения историко-культурной экспертизы объектов, подлежащих экспертизе, требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, перечень представляемых экспертам документов, порядок их рассмотрения, порядок проведения иных исследований в рамках данной экспертизы должен устанавливаться Правительством РФ, проект которого в настоящее время разрабатывается. При этом, в п. 2.1 ст. 31 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ установлено, что организация проведения историко-культурной экспертизы осуществляется либо федеральным органом охраны объектов культурного наследия (в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) уполномоченного федерального органа исполнительной власти, которое отнесено к полномочиям данного органа), либо органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, — в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) органа государственной власти соответствующего субъекта РФ или органа местного самоуправления, которое отнесено к полномочиям данных органов. Исходя из данного положения Федерального закона, а также ввиду отсутствия на настоящий момент утвержденного постановлением Правительства РФ положения о государственной историко-культурной экспертизе, региональными органами власти принимаются нормативные акты, регулирующие данный вопрос. Так, в целях организации проведения государственной историко-культурной экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) органа государственной власти Санкт-Петербурга или органа местного самоуправления, которое отнесено к полномочиям данных органов, и до утверждения Правительством Российской Федерации (уполномоченным федеральным органом) Положения о порядке проведения государственной историко-культурной экспертизы распоряжением Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга от 20.08.2008 № 10-8 утверждено Положение об организации проведения государственной историко-культурной экспертизы. Согласно данному положению, историко-культурная экспертиза проводится лицами, имеющими лицензию на право осуществления деятельности по реставрации объектов культурного наследия, предусматривающую, в частности, право осуществления научно-исследовательской деятельности. Основанием для проведения историко-культурной экспертизы является задание, выдаваемое Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее — КГИОП) по заявлению заказчика с прилагаемыми к нему документами, в частности: документацией, обосновывающей проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; документами, подтверждающими полномочия представителя, в случае если заявление подписано уполномоченным представителем, либо их копии, заверенные нотариально, дополнительной документацией, связанной с историко-культурной экспертизой, на проведение которой испрашивается задание в случае ее наличия, либо копии соответствующих документов. В случае если организация проведения историко-культурной экспертизы инициирована КГИОП либо подведомственным КГИОП государственным учреждением, то такая экспертиза осуществляется без заявления (п.п. 1.2-1.4, 2.3.3-2.3.5).

По итогам проведения экспертизы подготавливается заключение историко-культурной экспертизы, которое оформляется в виде акта, содержащего результаты исследований, проведенных экспертами.

В частности, в таком акте, исходя из приложения № 6 к распоряжению КГИОП от 20.08.2008 № 10-8, должны содержаться сведения о реквизитах документации, представленной на экспертизу, сроках проведения экспертизы, реквизитах лицензии, задания; сведения о каждом эксперте, принимавшем участие в проведении экспертизы (Ф.И.О., должность, специальность, квалификация, стаж работы, ученая степень, звание). В акте должен найти отражение перечень материалов, предоставленных экспертам, цель проведения экспертизы, в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, перечень вопросов, по которым необходимо получение заключения государственной историко-культурной экспертизы. Такой акт включает в себя исследовательскую часть с подробным описанием содержания и результатов проведенных исследований, включая указание на примененные методы. Итогом данного документа являются выводы экспертов, представляющие собой дословные формулировки вопросов и ответы экспертов на них. Заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия решения соответствующим органом охраны объектов культурного наследия о возможности проведения ремонтно-реставрационных работ в отношении конкретного объекта культурного наследия. В случае несогласия с заключением историко-культурной экспертизы соответствующий орган охраны объектов культурного наследия по собственной инициативе либо по заявлению заинтересованного лица вправе назначить повторную экспертизу. В случае несогласия с решением соответствующего органа охраны объектов культурного наследия физическое или юридическое лицо может обжаловать это решение в суд (ст. ст. 30, 32 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ).

Только после того как научно-техническая документация прошла процедуру согласования и экспертный орган дал соответствующую рекомендацию, документация может быть утверждена заказчиком.

ПОЛУЧЕНИЕ РАЗРЕШЕНИЯ НА ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТ

Следующим этапом согласительно-разрешительных процедур является получение разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (ремонта или реставрации). Для получения разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия заявитель обязан представить лично, по почте или электронно, заявление о выдаче разрешения, в котором указываются сведения о (полное наименовании юридического лица с указанием наименования (ф. и. о., фактического и почтового адреса, иной контактной информации) заказчика, наименования и местонахождения объекта культурного наследия, а также просьба заявителя о рассмотрении документации для выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. Заявителю предоставляется право выбрать способ предоставления разрешения: по почте или при личном обращении, или же в электронной форме, которое может быть направлено через официальный Интернет-сайт Минкультуры России, о чем и указывается в заявлении.

Для предоставления государственной услуги в Минкультуры России представляются следующие пакеты документов:

1. Для получения задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия:

  • заявление о выдаче задания, подписанное уполномоченным лицом, подлинник, в одном экземпляре;
  • технический отчет о состоянии объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, подписанный уполномоченными лицами, подлинник, в двух экземплярах.

2. Для получения разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия:

  • заявление о выдаче разрешения, с указанием состава работ и мероприятий, с конкретными наименованиями участков объекта культурного наследия, на которых проводятся работы, подписанное уполномоченным лицом, подлинник, в одном экземпляре;
  • копии титульных листов научно-проектной и проектной документации по сохранению объекта культурного наследия, прошитые и пронумерованные, заверенные на обороте последнего листа подписью уполномоченного лица и оттиском печати (для юридического лица), со штампом о ее согласовании или письма о согласовании документации органом охраны объекта культурного наследия, в одном экземпляре;
  • копия договора на проведение авторского надзора, прошитая, пронумерованная, заверенная на обороте последнего листа подписью уполномоченного лица и оттиском печати (для юридического лица), в одном экземпляре;
  • копия договора на проведение технического надзора, прошитая, пронумерованная, заверенная на обороте последнего листа подписью уполномоченного лица и оттиском печати (для юридического лица), в одном экземпляре;
  • копия договора на проведение научного руководства, прошитая, пронумерованная, заверенная на обороте последнего листа подписью уполномоченного лица и оттиском печати (для юридического лица), в одном экземпляре;
  • акт историко-культурной экспертизы научно-проектной и проектной документации по сохранению объекта культурного наследия, в одном экземпляре.

В случае проведения противоаварийных работ по сохранению объекта культурного наследия дополнительно предоставляются следующие документы:

  • проектная документация (рабочая) по проведению работ на объекте культурного наследия, подписанная уполномоченными лицами, подлинник, в 2-х экземплярах.

В случае если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, дополнительно предоставляются следующие документы:

  • копия правоустанавливающих документов на земельный участок, заверенная на обороте последнего листа подписью уполномоченного лица и оттиском печати (для юридического лица), в одном экземпляре;
  • материалы, содержащиеся в проектной документации, подлинник, в одном экземпляре: пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка (в случае его наличия), с обозначением места размещения объекта культурного наследия, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объекта археологического наследия; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта культурного наследия к сетям инженерно- технического обеспечения;
  • положительное заключение экспертизы проектной документации по сохранению объекта культурного наследия, подлинник, в одном экземпляре;
  • согласие всех правообладателей объекта культурного наследия, подлинник, в одном экземпляре;
  • для получения разрешения на возобновление приостановленных работ по сохранению объекта культурного наследия: заявление о выдаче разрешения, подписанное уполномоченным лицом, подлинник, в одном экземпляре; копия документов, подтверждающих устранение указанных в предписании о приостановке работ нарушений, прошитая, пронумерованная, заверенная на обороте последнего листа подписью уполномоченного лица и оттиском печати (для юридического лица), в одном экземпляре; технический отчет о состоянии объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, составленный не ранее чем за 3 месяца до обращения за возобновлением действия разрешения, подписанный уполномоченными лицами, подлинник, в двух экземплярах (на проведение противо-аварийных работ); проектная документация (рабочая) по проведению работ на объекте культурного наследия, подписанная уполномоченными лицами, подлинник, в двух экземплярах (предоставляется в случае проведения противоаварийных работ); материалы, подтверждающие устранение замечаний, повлекших приостановление работ по сохранению объекта культурного наследия, подписанные уполномоченными лицами научного руководства, авторского и технического надзора, подлинник, в одном экземпляре;
  • для предоставления дубликата задания или разрешения: заявление о выдаче дубликата задания или разрешения, подписанное уполномоченным лицом, подлинник, в одном экземпляре; испорченный бланк задания или разрешения (в случае порчи задания или разрешения);
  • для предоставления заверенной копии задания или разрешения: заявление о выдаче заверенной копии задания или разрешения, подписанное уполномоченным лицом, подлинник, в одном экземпляре.

Сроки предоставления указанной государственной услуги также утвержденные вышеупомянутым Регламентом: так, на выдачу задания или разрешения — не более 30 рабочих дней с даты регистрации документов (присвоения входящего номера) в Минкультуры России; на выдачу дубликата задания или разрешения — в течение 5 рабочих дней с даты регистрации обращения о предоставлении дубликата задания или разрешения (присвоения входящего номера) в Минкультуры России; на выдачу заверенной копии задания или разрешения — в течение 5 рабочих дней с даты регистрации обращения о предоставлении заверенной копии задания или разрешения (присвоения входящего номера) в Минкультуры России.

Регламент содержит также исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги. Так, отказ в предоставлении государственной услуги будет в случае:

  1. непредоставления всех необходимых документов, или наличия в них неполных или недостоверных сведений;
  2. прекращения или приостановления действия одного или нескольких документов, служащих основанием для предоставления государственной услуги;
  3. документы подписаны лицом, не имеющим на то полномочий;
  4. несоответствия представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации в области сохранения, государственной охраны и использования объектов культурного наследия, в том числе:
  • в представленной документации предусматривается изменение особенностей объекта культурного наследия (предмета охраны), послуживших основаниями для его включения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия и подлежащих обязательному сохранению;
  • заявленные работы не соответствуют режимам содержания территории и (или) зон охраны объекта культурного наследия;
  • запланированные работы не направлены на сохранение объекта культурного наследия.
  • ликвидация юридического лица — заявителя;
  • наличия вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о нарушениях законодательства Российской Федерации, связанных с государственной услугой.

Этот перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги является исчерпывающим.

В случае отказа в предоставлении государственной услуги заявителю в течение 10 рабочих дней с даты поступления заявления в Минкультуры России (территориальный орган) направляется уведомление об отказе в приеме к рассмотрению заявления за подписью руководителя структурного подразделения, ответственного за предоставление государственной услуги, с указанием причин отказа и разъяснением положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок предоставления государственной услуги. Направление заявителю уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги не является препятствием для повторного об; ращения за предоставлением государственной услуги.

Приостановление государственной услуги может быть осуществлено в случаях установления некомплектности представленных документов или необходимой информации. В случае приостановления предоставления государственной услуги срок прерывается с даты принятия такого решения. Предоставление государственной услуги возобновляется после устранения причин, послуживших основанием для приостановления предоставления государственной услуги. Причины приостановления или возобновления рассмотрения государственной услуги должны быть указаны в решении о приостановлении или возобновлении предоставления государственной услуги. При этом следует иметь в виду, что приостановление предоставления государственной услуги допускается на срок не более 30 рабочих дней. Решение о приостановлении предоставления государственной услуги оформляется письмом, подписанным руководителем структурного подразделения, ответственного за предоставление государственной услуги Минкультуры России (территориального органа), либо его заместителем в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.

Согласно указанному регламенту, основанием для предоставления государственной услуги является получение структурным подразделением Минкультуры России, ответственным за предоставление государственной услуги (далее — структурное подразделение), заявления и соответствующих документов от заявителя. Это заявление в течение одного дня регистрируется в порядке, установленном правилами делопроизводства и заносится в электронную систему учета документов. Обращению заявителя присваивается входящий номер.

После регистрации заявления в Минкультуры России руководитель структурного подразделения или его заместитель в течение одного рабочего дня принимает решение о его передаче на исполнение в соответствующий отдел структурного подразделения либо в территориальный орган Минкультуры России. Начальник соответствующего отдела структурного подразделения, принявшего заявление к исполнению, или заместитель начальника отдела структурного подразделения назначает ответственного исполнителя за подготовку задания или разрешения.

После этого ответственный исполнитель в течение 10 рабочих дней осуществляет следующие административные действия:

  • проверяет правильность оформления заполнения, отсутствие подчисток, приписок, исправлений в тексте, соответствие указанных сведений: в заявлении о выдаче задания; в техническом отчете о состоянии объекта культурного наследия, в том числе наличие подписей;
  • проводит проверку представленной документации требованиям по сохранению, государственной охране и использованию объекта культурного наследия, установленным законодательством Российской Федерации, они также установлены Регламентом;
  • готовит проект задания, письмо о выдаче или об отказе в выдаче задания.

В том случае, если речь идет о выдаче разрешения или об отказе в выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, он обязан также провести анализ проектной документации (рабочей) по проведению работ на объекте культурного наследия (в случае проведения противоаварийных работ по сохранению объекта культурного наследия).

По выдаче разрешения или об отказе в выдаче разрешения на возобновление приостановленных работ по сохранению объекта культурного наследия, ответственный исполнитель также проводит анализ отчета ответственных лиц, осуществлявших проведение авторского, технического надзора и научного руководства, о выполненных на объекте культурного наследия работах за период действия ранее выданного разрешения; документов, подтверждающих устранение указанных в предписании о приостановке работ нарушений.

При рассмотрении представленных документов ответственный исполнитель вправе обращаться в соответствующие государственные органы и организации, в Научно-методический совет по культурному наследию при Минкультуры России для получения дополнительной информации, в том числе по телефону, по почте или электронной почте.

Срок подготовки и направления ответа на обращение не может превышать более 5 рабочих дней со дня поступления такого обращения.

При выявлении неточностей или противоречий в представленных документах (копиях документов) ответственный исполнитель готовит заявителю письмо о необходимости представления дополнительных документов или их копий с указанием конкретных оснований для приостановления государственной услуги.

В случае наличия сомнений в достоверности содержащихся в представленных документах (копиях) сведений (размытость оттисков печатей, явно выраженные различия в подписях, значащихся как подписи одного и того же лица) ответственный исполнитель готовит и направляет заявителю письмо о необходимости представления информации с целью устранения возникших сомнений.

Оформление письма о представлении недостающих документов или о необходимости представления информации осуществляется на бланке Минкультуры России (территориального органа), в котором указывается:

  • исходящий номер и дата письма;
  • полное или сокращенное наименование и организационно-правовая форма заявителя;
  • основания для приостановления государственной услуги;
  • срок представления недостающих документов.

В этом случае рассмотрение заявления о выдаче задания или разрешения приостанавливается до получения представления недостающих документов (о необходимости представления информации без увеличения общего срока рассмотрения заявления о выдаче задания или разрешения). При этом важно не пропустить срок предоставления недостающих документов, Запрашиваемые недостающие документы или представление информации должны быть направлены заявителем не позднее чем через 10 рабочих дней со дня получения запроса.

Разрешение оформляется ответственным исполнителем на специальном бланке Минкультуры России (территориального органа), в котором указываются следующие сведения:

  • наименование органа охраны объектов культурного наследия, принявшего решение;
  • дата и номер решения;
  • полное наименование юридического лица с указанием его организационно-правовой формы или фамилии, имени и отчества (последнее — при наличии) заявителя;
  • адрес (место нахождения) заявителя;
  • идентификационный номер налогоплательщика заявителя (ИНН);
  • перечень видов работ по сохранению объекта культурного наследия;
  • сведения об организации, осуществляющей работы по сохранению объекта культурного наследия (регистрационный номер и дата лицензии на осуществление деятельности по сохранению объекта культурного наследия);
  • наименование объекта культурного наследия;
  • адрес (местонахождение) объекта культурного наследия;
  • сведения о научно-проектной документации, наименование организации-разработчика, с каким органом охраны осуществлялось согласование (регистрационный номер и дата договора, полное наименование организации, местонахождение);
  • срок действия разрешения.

Подготовленные документы визируются ответственным исполнителем и вместе с оригиналом разрешения в течение одного рабочего дня передаются на визу начальнику отдела структурного подразделения и на подпись руководителю структурного подразделения Минкультуры России (территориального органа).

Выдача задания или разрешения осуществляется ответственным исполнителем в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.

Отказ в выдаче задания или разрешения оформляется в течение одного рабочего дня в письменной форме с указанием мотивированных причин отказа и представляет его на подпись руководителю структурного подразделения Минкультуры России (территориального органа) или его заместителю.

Стоит знать, что структурное подразделение Минкультуры России (территориальный орган) имеет право принять решение о приостановлении действия разрешения или о его прекращении. Такое решение осуществляется в ходе проведения контрольных мероприятий Минкультуры России (территориального органа) по выявленным нарушениям при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия:

невыполнение условий выданного разрешения;

  • обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения разрешения;
  • проводимые работы не соответствуют согласованной проектной документации;
  • проводимые работы не предусмотрены выданным разрешением.

В случае выявления нарушений выдается предписание о приостановлении работ на объекте культурного наследия и устранении нарушений, являющееся основанием для приостановления действия разрешения.

Действие приостановленного разрешения может быть возобновлено после устранения причин, вызвавших приостановление его действия.

Прекращение действия разрешения осуществляется по следующим основаниям:

  • выявление недостоверных сведений в документах, представленных заявителем в целях получения лицензии;
  • прекращение действия одного или нескольких документов, на основании которых было выдано разрешение;
  • несоблюдение требований законодательства Российской Федерации в области сохранения, государственной охраны и использования объектов культурного наследия;
  • ликвидация юридического лица;
  • решение суда.

Следует сделать небольшое отступление и обратить внимание на такой факт: полное и четкое следование букве закона при подготовке всей необходимой документации не только позволит приступить к ремонтно-реставрационным работам, но и сыграют положительную роль при налогообложении реставрируемого объекта культурного наследия (например, здания банка, являющегося памятником архитектуры). Согласно подп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) выполнение для собственных нужд на территории Российской Федерации ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов; деятельности по контролю за качеством проводимых работ). Однако, данная норма гарантированно действует только в случае, если организация располагает всеми прописанными в ГК РФ и Федеральном законе от 25.06.2002 № 73-ФЗ необходимыми документами и согласованиями для проведения ремонта, и при условии экономической обоснованности ремонта здания. В этом случае она, бесспорно, может рассчитывать на получение налоговой выгоды в размере, соответствующем величине затрат на ремонт. В отсутствие хотя бы одного из документов однозначной интерпретации налоговых последствий этой ситуации нет, поскольку имеется высокая вероятность возникновения споров с налоговым органом по рассматриваемому вопросу, судебная практика разрешения которых к настоящему времени окончательно не сложилась.

0 Комментарии