Этапы согласования и осуществления перепланировки


Предисловие
Для того чтобы перепланировать и переустроить жилое помещение, необходимо действовать в строго установленном порядке под контролем органов, ответственных за выполнение такого рода работ.

Для получения разрешения следует написать заявление и приложить к нему нужные документы, а по окончании согласования и осуществления перепланировки и переустройства должен быть составлен актом приемочной комиссии.

Подробно обо всех этапах вы узнаете на этой странице.

РАБОТЫ НА ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

Проводимые при реконструкции, капитальном ремонте, реставрации объектов культурного наследия, порядок осуществления переустройства и перепланировки предполагает прохождение нескольких этапов. Действующим законодательством установлена необходимость согласования данных работ, однако такому согласованию предшествует подготовительный этап, заключающийся в подготовке проекта (проектной документации) и получении необходимых разрешений и согласий. Для разработки проекта перепланировки (переустройства) лицо, планирующее их осуществление, может обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении ему исходных данных на выполнение проекта по переустройству и (или) перепланировке жилого помещения. Соответствующий отдел (как правило, отдел по строительству и архитектуре) обследует помещение, делает при необходимости запросы о возможности проведения переустройства и перепланировки в эксплуатационные и надзорные органы, а также информирует управляющую компанию, которая осуществляет эксплуатацию жилого дома, где находится помещение. Эксплуатационные и надзорные органы по запросу отдела предоставляют технические условия и документы, необходимые для переустройства или перепланировки помещения, на основании которых отдел подготавливает и предоставляет заявителю исходные данные на проектирование переустройства и (или) перепланировки помещения. Проектная документация может также подготавливаться проектными организациями на договорной основе.

Согласно ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в частной собственности. При этом собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, в частности, физические и юридические лица осуществляют право пользования объектом культурного наследия по своему усмотрению, но с учетом требований, установленных законодательством, при условии, что не ухудшает состояние указанных объектов, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц. Ввиду этого, физические и юридические лица, планирующие переустройство (перепланировку) жилых помещений, находящихся в зданиях, являющихся объектами культурного наследия, прежде чем приступить к ремонтно-строительным работам должны получить согласие органа власти, осуществляющего функции в области охраны объектов культурного наследия (п. 4 ст. 35 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ). Так, в отношении объектов культурного наследия федерального значения переустройство и перепланировка согласуется с органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области охраны объектов культурного наследия. Таким полномочиями наделены органы Минкультуры РФ. В отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения согласование осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства (перепланировки) жилого помещения должно быть надлежащим образом оформлено и содержать однозначное разрешение на проведение переустройства (перепланировки) жилого помещения.

СОГЛАСОВАНИЕ РАБОТ

В случае если перепланировку (переустройство) планирует провести наниматель жилого помещения, то ему необходимо получить согласие всех совершеннолетних членов семьи. Такое согласие может быть оформлено двумя способами: путем нотариального удостоверения (если указанные члены семьи не смогут присутствовать при подаче заявления на перепланировку (переустройство)) либо в случае их личного присутствия при подаче заявления путем его подписания. Необходимость получения согласия всех совершеннолетних членов семьи нанимателя, подтверждается и материалами судебной практики. По этому вопросу Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ в определении от 07.09.1994 установлено, что переустройство и перепланировка жилого помещения и подсобных помещений могут производиться в целях повышения благоустройства квартиры и допускаются лишь с согласия нанимателя и совершеннолетних членов его семьи. Нанимателю и. членам его семьи должно быть представлено другое благоустроенное жилое помещение до начала капитального ремонта в тех случаях, когда занимаемое ими жилое помещение не может быть сохранено.

Таковы в общих чертах процедуры, которые должно совершить лицо, планирующее осуществить перепланировку (переустройство) жилого помещения, предшествующие его обращению в органы местного самоуправления за согласованием проведения таких ремонтно-строительных работ.

Положения п. 1 ст. 26 Жилищного кодекса (ЖК) РФ устанавливают, что переустройство и (или) перепланировка жилых помещений должны проводиться с соблюдением требований законодательства, а именно путем соблюдения порядка согласования данных работ с органами местного самоуправления. В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным. Порядок формирования; полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций. Ввиду этого, в каждом конкретном населенном пункте этот орган, дающий согласие на переустройство и перепланировку жилых помещений может называться по-разному. Как правило, данными вопросами ведают отделы (например, отдел по строительству и архитектуре) при администрации (исполнительно-распорядительном органе). Однако в Москве это полномочие относится к полномочиям городских органов исполнительной власти. Непосредственно уполномоченным органом по приему и рассмотрению заявок с последующей выдачей разрешений (или обоснованного отказа в разрешении) на переустройство помещений в жилых домах является Государственная жилищная инспекция города Москвы (Мосжилинспекция). Таким образом, конкретный орган местного самоуправления, который уполномочен согласовывать переустройство и перепланировку жилых помещений, определяется муниципальными правовыми актами. При этом, важным моментом является тот факт, что необходимо обращаться в тот орган местного самоуправления, на территории которого находится переустраиваемое и перепланируемое жилое помещение.

Как уже было замечено ранее, исходя из положений п. 2 ст. 26 ЖК РФ, право на подачу заявления на согласование переустройства и перепланировки принадлежит только собственнику (собственникам жилого помещения, находящегося в общей собственности двух и более лиц) жилого помещения (или уполномоченному им (ими) лицу) (далее — заявитель). Таким образом, наниматель жилого помещения (по договорам социального или коммерческого найма) не вправе обращаться в органы местного самоуправления с таким заявлением, если только собственник жилого помещения не уполномочил его на эти действия доверенностью. Однако, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2005 № 266 «Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения» утверждена форма заявления о переустройстве или перепланировке жилого помещения, из анализа которой следует как раз обратное. Следуя указаниям по заполнению этой формы, как раз-таки получается, что с заявлением могут обратиться либо наниматель, либо арендатор, либо собственник жилого помещения, которые обладают жилым помещением на основании права собственности, договора найма, договора аренды, и далее, в примечании под знаком «*», указывается, что при пользовании жилым помещением на основании договора социального найма заявление подписывается нанимателем, указанным в договоре в качестве стороны, при пользовании жилым помещением на основании договора аренды — арендатором. Таким образом, налицо противоречия в законодательстве. Как известно, ЖК РФ как федеральный закон обладает большей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным актам — постановлению Правительства РФ, ввиду этого следует применять нормы ЖК РФ с тем, чтобы исключить возможность оспаривания действий по согласованию переустройства и перепланировки жилых помещений. Следовательно, в орган местного самоуправления необходимо все же обращаться собственнику жилого помещения или уполномоченному им лицу (а уж здесь выбор за собственником: это могут быть и члены семьи собственника, и арендаторы, и наниматели и иные третьи лица).

ЗАЯВЛЕНИЕ О ПЕРЕУСТРОЙСТВЕ ИЛИ ПЕРЕПЛАНИРОВКЕ

Итак, определившись с органом местного самоуправления, в который следует обратиться, а также с субъектами, имеющими на это право, необходимо в соответствующий орган представить заявление о переустройстве и (или) перепланировке. Как уж отмечалось, данное заявление не является произвольным, а заполняется по форме, утвержденной Правительством РФ. Согласно утвержденной форме, заявление должно содержать наименование органа местного самоуправления, в который подается заявление, от кого оно подается (для физических лиц указываются: фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность (серия, номер, кем и когда выдан), место жительства, номер телефона; для представителя физического лица указываются: фамилия, имя, отчество представителя, реквизиты доверенности, которая прилагается к заявлению. Для юридических лиц указываются: наименование, организационно-правовая форма, адрес места нахождения, номер телефона, фамилия, имя, отчество лица, уполномоченного представлять интересы юридического лица, с указанием реквизитов документа, удостоверяющего эти правомочия и прилагаемого к заявлению) и в отношении какого жилого помещения (указывается его место нахождения (полный адрес): субъект Российской Федерации, муниципальное образование, поселение, улица, дом, корпус, строение, квартира (комната), подъезд, этаж), а также сведения о собственнике (если заявление подается представителем). В заявлении должна содержаться просьба на совершение конкретных действий: переустройство, перепланировка, которые будут осуществляться на основании проекта (проектной документации), при этом должен быть указан срок производства ремонтно-строительных работ, а также режим их производства (в какое конкретно время и в какие конкретно дни). Заявитель подписью должен подтвердить свои обязательства по осуществлению ремонтно-строительных работ в соответствии с требованиями законодательства. Кроме этого, в заявлении должно быть отражено согласие на переустройство и (или) перепланировку, полученное от совместно проживающих совершеннолетних членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Для этого необходимо присутствие данных лиц при подаче заявления, поскольку их подписи ставятся в присутствии должностного лица, принимающего документы. В противном случае, заявитель должен представить оформленное в письменном виде согласие члена семьи, заверенное нотариально, о чем в заявлении делается отметка. Заявление подписывается заявителем (заявителями, если их несколько, с простановкой даты и расшифровкой подписей). К заявлению в обязательном порядке прилагаются:

  • правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии свидетельств о праве собственности, договоров найма, аренды и т.п.);
  • подготовленный и оформленный в установленном порядке проект (проектная документация) переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
  • технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения, поскольку и переустройство, и перепланировка связаны с внесением изменением в этот документ;
  • согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
  • заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Несмотря на то что в соответствии с п. 3. ст. 26 ЖК РФ орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме вышеперечисленных документов, представляется целесообразным представить еще и доверенность, выданную собственником помещения, другие документы, уполномочивающие представителя действовать от имени собственника. Должностным лицом, принявшим заявление с прилагаемыми к нему документами, заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОТКАЗА В СОГЛАСОВАНИИ

Орган местного самоуправления, приняв документы, рассматривает их на предмет их комплектности, подачи в надлежащий орган, соответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства. В случае если в представленной документации имеются недостатки, которые могут быть основанием для отказа в согласовании, орган местного самоуправления принимает решение об отказе. Согласно ст. 27 ЖК РФ, основаниями для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения могут быть:

  • непредставление определенных ЖК РФ документов;
  • поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;
  • представление документов в ненадлежащий орган;
  • несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Данный перечень оснований является исчерпывающим, что означает невозможность отказа в согласовании по другим основаниям. Ввиду этого, несмотря на то, что форма данного решения не определена законодательством, положения п. 2 ст. 27 ЖК РФ устанавливают, что решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на перечисленные виды нарушений.

Следует обратить внимание, что в данном случае речь идет об отказе в рассмотрении вопросов о переустройстве и перепланировке, а не об отказе в самом производстве работ. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения. Заявителю предоставляется право обжалования такого решения в судебном порядке.

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О СОГЛАСОВАНИИ

Если по результатам рассмотрения документов никаких отклонений не выявлено, орган местного самоуправления принимает решение о согласовании, форма которого также утверждена постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 № 266. Решение о согласовании оформляется на бланке органа местного самоуправления и должно отражать согласие органа местного самоуправления на осуществление конкретным лицом (заявителем) в отношении конкретного жилого помещения конкретного вида ремонтно-строительных работ (переустройство, перепланировку, переустройство и перепланировку) в соответствии с представленным проектом (проектной документацией). В решении также устанавливается срок производства ремонтно-строительных работ, а также режим их производства ремонтно-строительных работ, которые, как правило, определяются в соответствии с заявлением. В случае если орган, осуществляющий согласование, изменяет указанные в заявлении срок и режим производства ремонтно-строительных работ, в решении излагаются мотивы принятия такого решения. Кроме того, в решении о согласовании должны указываться реквизиты нормативно-правовых актов субъекта РФ или органа местного самоуправления, в соответствии с требованиями которого должны осуществляться данные виды работ. Также в решении определяется ответственное структурное подразделение и (или) должностное лицо, которое будет осуществлять контроль за исполнением этого решения.

Решение о согласовании подписывается должностным лицом, осуществлявшим согласование, и удостоверяется печатью органа местного самоуправления. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения.

Если решение о согласовании выдается лично, то заявитель (его представитель) расписывается в строке «Получил», с указанием даты получения и расшифровкой подписи. Если решение направлено в адрес заявителя по почте, то об этом должностным лицом, направившим решение, также делается отметка на бланке решения с указанием даты отправки и подписью этого должностного лица.

Следует отметить, что согласно п. 4 ст. 26 ЖК РФ весь период рассмотрения документов и принятия соответствующего решения не должен превышать 45 дней.

ВЫПОЛНЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНО-РЕМОНТНЫХ РАБОТ

Выданное органом местного самоуправления решение о согласовании является основанием для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, получив которое, заявитель собственными силами или на основании договора строительного подряда может приступать к выполнению строительно-ремонтных работ. При этом, если указанные работы выполняются для удовлетворения бытовых или других личных потребностей гражданина (заказчика), к такому договору соответственно применяются правила о бытовом подряде, предоставляющие заказчику дополнительные гарантии. Так, в соответствии со ст. 731 ГК РФ подрядчик не вправе навязывать заказчику включение в договор дополнительной работы, что позволяет заказчику отказаться от оплаты работы, не предусмотренной договором. Более того, заказчик вправе в любое время до сдачи ему работы отказаться от исполнения договора подряда, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до уведомления об отказе от исполнения договора, и возместив подрядчику расходы, произведенные до этого момента в целях исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены работы. Условия договора, лишающие заказчика этого права, ничтожны.

Непосредственный порядок осуществления перепланировки (переустройства) жилых помещений ЖК РФ и иными нормами федерального законодательства не урегулирован, ввиду этого в данной сфере продолжают действовать нормативные акты различных уровней, принятые до введения в действие ЖК РФ, но только в той части, которая не противоречит нормам ныне действующего жилищного законодательства.

Так, в частности, ранее упомянутое постановление правительства Москвы от 08.02.2005 № 73-ПП регулирует порядок проведения самого переустройства (перепланировки) в Москве. Согласно п.п. 4.1 данного постановления, начало разрешенных работ по переустройству помещений в жилом доме подлежит регистрации управляющим жилым домом в журнале по форме, установленной Мосжилинспекцией. Одновременно устанавливаются дата окончания работ, порядок и условия вывоза строительного мусора. О факте начала производства работ управляющий домом сообщает в подразделение Мосжилинспекции, которому поручен контроль за ходом работ. Одновременно управляющий жилым домом обязан установить порядок доступа к отключающим инженерным устройствам, ознакомить собственников (нанимателей) смежных помещений (расположенных по вертикали и горизонтали от перестраиваемого помещения) с намечаемыми мероприятиями по переустройству и составить с учетом их желания акты технического состояния этих помещений по установленной форме. Все работы, проводимые в квартире, должны фиксироваться в специальном журнале ремонтно-строительных работ: начало и окончание производства работ, виды и последовательность выполнения работ по датам, ответственные за выполнение работ, отметки представителей авторского и технического надзора, замечания контрольно-надзорных органов и т.д.

Исполнитель работ по переустройству квартиры — владелец квартиры или подрядная организация обязаны выполнять работы в строгом соответствии с условиями разрешительной и проектной документации, в установленные сроки, в соответствии с требованиями представителей авторского и (или) технического надзора, с составлением актов освидетельствования скрытых работ и т.д.

Кроме того, еще до заключения договора подрядчик, в соответствии со ст. 732 ГК РФ, обязан предоставить заказчику необходимую и достоверную информацию о предлагаемой работе, ее видах и об особенностях, о цене и форме оплаты, а также сообщить заказчику по его просьбе другие относящиеся к договору и соответствующей работе сведения. Данная обязанность подрядчика позволяет заказчику требовать расторжения заключенного договора подряда без оплаты выполненной работы, а также возмещения убытков в случаях, когда вследствие неполноты или недостоверности полученной от подрядчика информации был заключен договор на выполнение работы, не обладающей свойствами, которые имел в виду заказчик. При этом подрядчик, не предоставивший заказчику информации о работе, несет ответственность и за те недостатки работы, которые возникли после ее передачи заказчику вследствие отсутствия у него такой информации.

Ввиду того, что переустройство и перепланировка жилого помещения производятся с целью благоустройства помещения, такие работы должны учитывать соответствующие строительные нормы и правила и не должны нарушать права и законные интересы иных лиц, проживающих в доме.

ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

Таким образом, при решении вопроса о том, благоустраивается ли жилое помещение или нет в результате перепланировки и (или) переустройства следует исходить их технических норм и правил. Основные работы по ремонту полов всех видов, кровель, облицовка наружных или внутренних стен различными материалами, оштукатуривание стен, потолков, колонн, подшивка потолков, а также облицовочные, малярные, обойные, стекольные, изоляционные работы должны быть выполнены по СНиП 3.04.01; монтаж внутренних санитарно-технических систем — по СНиП 3.05.01; монтаж сетей электроснабжения — по СНиП 3.05.06 в соответствии с правилами устройства электроустановок (ПУЭ) и ГОСТ 12.1.019; установка дверей, оконных рам, дверных и оконных коробок — по СНиП 3.03.01; ремонт и перекладка печей и дымоходов — по СНиП 2.04.05; работы по газоснабжению, согласно СНиП 2.04.05. Согласно п. 1.7.3 Правила и норм технической эксплуатации жилищного фонда, перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается. Перепланировка квартир не должна приводить к снижению продолжительности инсоляции и ухудшению условий естественного освещения ниже нормативного уровня, поскольку квартиры с необеспеченными нормативными уровнями инсоляции или естественного освещения не должны использоваться как постоянное жилище. Расположенные рядом квартиры могут быть преобразованы в смежно-изолированные квартиры. При этом, каждая из составляющих квартир должна проектироваться в соответствии с требованиями по проектированию отдельных квартир, а сообщение между ними должно осуществляться через дверной проем шириной не менее 0,8 м, расположенный в стене или перегородке, разделяющей передние, внутренние коридоры или кухни. Допускается крепление приборов и трубопроводов уборных и ванных непосредственно к ограждающим жилые комнаты междуквартирным стенам и к их продолжениям вне пределов комнат, если стены выполнены из кирпича или естественного камня толщиной не менее 0,38 м и соблюдены нормативные требования по звукоизоляции. Замена элементов систем инженерного оборудования жилых помещений должна осуществляться с учетом фактического состояния элементов систем, определяемого методами визуального и инструментального обследования. При перепланировке квартир, приводящей к изменению положения, размеров санитарно-технических кабин или устройству дополнительных санузлов, вытяжку из них следует проектировать путем устройства горизонтальных коробов или воздуховодов до места врезки в существующие вертикальные вентиляционные каналы и т.д. (п.п. 1.2.4-1.2.5, 2.3, 2.8, 4, 4.2.11 ВСН 61-89 (р)). При этом, при переустройстве (перепланировки) жилых помещений не допускается проведение ремонтно-строительных работ, если ухудшаются условия эксплуатации дома и проживания граждан, в частности, затрудняется доступ к инженерным коммуникациям и отключающим устройствам; переустроенное помещение или смежные с ним помещения могут быть отнесены в установленном порядке к категории непригодных для проживания; в результате перепланировки предусматривается увеличение подсобной площади помещений за счет площади жилых комнат без изменения статуса (функционального назначения) последних в установленном порядке; нарушается прочность, устойчивость несущих конструкций зданий или может произойти их разрушение; устанавливаются отключающие или регулирующие устройства на общедомовых (общеквартирных) инженерных сетях, если пользование ими оказывает влияние на потребление ресурсов в смежных помещениях; увеличиваются нагрузки на несущие конструкции сверх допустимых по проекту (расчету по несущей способности, по деформациям) при устройстве стяжек в полах, замене перегородок из легких материалов перегородками из тяжелых материалов, размещении дополнительного оборудования в помещениях квартир и т.п. При перепланировке (переустройстве) жилых помещений, как правило, не разрешается устройство проемов, вырубка ниш, пробивка отверстий в стенах-пилонах, стенах-диафрагмах и колоннах (стойках, столбах), а также в местах расположения связей между сборными элементами; устройство штраб в горизонтальных швах и под внутренними стеновыми панелями, а также в стеновых панелях и плитах перекрытий под размещение электропроводки, разводки трубопроводов; устройство дополнительных проемов в стеновых панелях смежных по высоте помещений без согласования с проектной организацией (Приложение № 2 к постановлению Правительства Москвы от 08.02.2005 № 73-ПП).

НАДЗОР И ПРИЕМКА

За ходом и порядком производства работ следит управляющий жилым домом и специально созданный Мосжилинспекцией в каждом округе отдел надзора за переустройством помещений в жилых домах. Инспекторы отдела проводят плановые и выборочные (по жалобам соседей) проверки, по результатам которых устанавливаются: факты самовольного переустройства квартир, наличие, качество и состояние технической документации на производство работ, условия и последовательность приемки работ, конструкций, инженерного оборудования и т.д.

Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Порядок создания и состав приемочной комиссии определяется ввиду отсутствия указаний об этом в федеральном законодательстве, нормативными документами органов местного самоуправления каждого конкретного муниципального образования. Как правило, комиссия назначается главой муниципального образования, в состав которой входят руководители отделов местной администрации, ведающие вопросами строительства и архитектуры.

Также, при соответствующем согласовании, в комиссии могут принимать участие представители управляющей компании, инспектора экологического контроля, органов санитарно-эпидемиологического надзора, органов государственного пожарного надзора, представителей иных заинтересованных лиц. Согласно вышеназванному постановлению правительства Москвы, завершенные работы по переустройству квартиры принимаются выездной приемочной комиссией, в состав которой входят представители: Мосжилинспекции, районной управы, управляющего жилым домом, автора проекта, исполнителя работ, владельца квартиры. Приемочная комиссия удостоверяет факт выполнения переустройства (перепланировки) жилого помещения в соответствии с разрешительной и проектной документацией и оформляет акт о произведенном переустройстве (перепланировке) жилого помещения. В акте необходимо указывать, что комиссией с участием заказчика, подрядчика, собственника помещения и других лиц, которые должны присутствовать при приемке работ, произведен осмотр предъявленных к сдаче работ, выполненных в отношении жилого помещения (индивидуализирующие сведения, исходя из правоустанавливающих документов), что работы выполнены в установленные сроки. В акте должно быть отражено, какие именно изменения были произведены в жилом помещении в результате его перепланировки (переустройства), поскольку данные акта приемки являются основанием для внесения изменений в технический паспорт. В акте также должно быть указано, что комиссия установила соответствие указанных в перечне работ предъявленному проекту (проектной документации). В заключительной части акта должно содержаться решение комиссии о том, что предъявленные к сдаче работы принимаются без замечаний (с перечнем недоделок, подлежащих устранению в срок). Данный документ должен быть составлен в необходимом количестве экземпляров (в частности, один экземпляр остается у заявителя, один — у органа, согласовавшего переустройство, перепланировку и т.д.). Все эти экземпляры имеют одинаковую юридическую силу и идентичны по содержанию.

Согласно п. 2 ст. 28 ЖК РФ, акт приемочной комиссии о завершении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в подведомственный Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости организацию, осуществляющую деятельность по инвентаризации объектов капитального строительства (БТИ), поскольку только на основании акта приемочной комиссии о произведенном переустройстве (перепланировке) жилого помещения вносятся изменения в поэтажный план БТИ и экспликацию квартиры, технический паспорт квартиры.

0 Комментарии