Порядок проведения работ на объектах культурного наследия

 

Предисловие
Существует определенный порядок проведения реконструкции, косметического или капитального ремонта на объектах культурного наследия.

Министерство культуры ведет контроль и надзор за выполнением ремонтных или реставрационных мероприятий, а представители охранных органов осуществляют приемку работ.

Все этапы подробно освещены в этой статье.

ВИДЫ РЕМОНТНО-РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ

Получив разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, исполнитель может приступать к непосредственному выполнению работ.

Исходя из анализа положений главы VII Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, работы по сохранению объекта культурного наследия включают в себя следующие виды ремонтно-реставрационных работы:

  • ремонт памятника:
  • реставрация памятника;
  • реставрация ансамбля;
  • приспособлению объекта культурного наследия для современного использования.

Ремонт памятника предполагает осуществление научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, проводимых в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.

Реставрация памятника или ансамбля представляет собой проведение научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, проводимых в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.

Также на объектах культурного наследия могут проводиться различные виды работ по их приспособлению для современного использования, включающие в себя научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, в том числе реставрация представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия (ст.ст. 42-44 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ).

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании научно-практической документации. Исполнителю рекомендуется обеспечивать за счет заказчика каждую из подрядных производственных организаций, принимающих участие в реставрации памятника, двумя экземплярами рабочей проектно-сметной документации по видам выполняемых ими работ.

Подлинники научно-проектной документации, рабочие расчеты, рабочие выписки из архивных и библиографических источников, материалы полевых работ, журналы лабораторных исследований, кроки обмерных чертежей, зарисовки, негативы, журнал реставрации, научно-методического руководства и авторского надзора хранятся у исполнителя. Ремонтно-реставрационные работы осуществляются в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утверждаемыми федеральным органом охраны объектов культурного наследия. Исполнители работ должны обеспечивать соответствие технологических приемов и методов производства работ требованиям сохранения, раскрытия и восстановления исторической, научной, художественной или иной культурной ценности памятника, обеспечения условий для его современного использования и физического долголетия. Проведение реставрации памятника должно осуществляться наиболее прогрессивными организационными методами, путем достижения высокого качества работ, рационального расходования выделенных средств и материально-технических ресурсов, соблюдения или, по возможности, сокращения установленных сроков реставрации.

Исполнителями также должно обеспечиваться качество, комплектность, соблюдение сроков и порядка разработки, согласования и утверждения научно-проектной документации; соответствие сметных расчетов видам и объемам работ в научно-проектной документации, действующим критериям ценообразования и утвержденным сметным нормативам; проверку на патентоспособность и патентную чистоту технологии и методов реставрации памятника, новых материалов, конструкций, изделий и оборудования, впервые применяемых или разработанных в научно-проектной документации, и оформление патентного формуляра в соответствии с государственным стандартом Российской Федерации; соблюдение указаний и предписаний государственных органов охраны памятников истории и культуры; соблюдение при проведении исследований памятника и при разработке проектных решений, а также при производстве работ по реставрации правил техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии; совершенствование методов и приемов исследований памятников, способов выполнения, размножения, хранения и поиска научно-проектных материалов; соблюдение установленного порядка приема, учета и хранения подлинников научно-проектной документации.

В процессе ремонтно-реставрационных работ исполнителями осуществляются комплексные научные исследования: историко-архивные и библиографические исследования; натурные исследования; исследования, при необходимости, по объемным параметрам и специальные инженерно-технологические исследования.

Исполнителем также могут проводиться необходимые экспериментальные работы по технологии применяемых материалов и процессов производства реставрации, при наличии в утвержденном задании соответствующего условия (п. 1.9 Инструкции).

При этом строительные нормы и правила применяются при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия только в случаях, не противоречащих интересам сохранения данного объекта. Исполнитель работ также должен представлять заказчику обоснования о необходимости внесения изменений в задание с целью углубления исследования памятника и разработки более совершенных проектных решений. В необходимых случаях, при наличии в утвержденном задании соответствующего условия, исполнитель должен внести заказчику представление о привлечении за счет средств заказчика, ученых и высококвалифицированных специалистов для консультаций по вопросам, возникающим в процессе исследований, разработки проектных решений и производства работ по реставрации недвижимого памятника. В ходе производства ремонтно-реставрационных работ исполнитель может вносить на рассмотрение государственных органов охраны памятников истории и культуры предложения по совершенствованию охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры и научно-проектных работ для их реставрации.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

Следует иметь в виду, что физические и юридические лица, которые вели разработку проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, осуществляют научное руководство, технический и авторский надзор за проведением работ на объекте культурного наследия до дня выполнения указанных работ. Продолжительность осуществления научно-методического руководства и авторского надзора определяется сложностью и сроками реставрации и устанавливается заданием. В ходе осуществления научного руководства, технического и авторского надзора за проведением работ на объекте культурного наследия, автор или члены авторского коллектива должны проводить исследования памятника с необходимой фиксацией и анализом в процессе производства работ по реставрации; контролировать правильность вынесения абсолютных отметок (в единой государственной топографической системе) и размеров в рабочей документации на конструкции памятника; проверять наличие паспортов и результатов лабораторных анализов и испытаний применяемых материалов, стандартных деталей, изделий и конструкций и требовать от подрядных производственных организаций периодической проверки соответствия качества паспортным данным; контролировать качество работ исполнителей, находящихся в административном подчинении или на субподряде; разрешать своевременно все вопросы по проектно-сметной документации, возникающие в процессе реставрации памятника; информировать государственные органы охраны памятников истории и культуры, органы средств массовой информации и общественность по их просьбе о состоянии реставрации памятника.

Указания автора или членов авторского коллектива являются обязательными для заказчика и всех должностных лиц и исполнителей подрядных производственных организаций и могут быть отменены только государственным органом охраны памятников истории и культуры.

Автор или научный руководитель авторского коллектива имеет право требовать от заказчика применения экономических или иных установленных законодательством Российской Федерации санкций к подрядным производственным организациям в случаях выполнения работ с систематическим отступлением от рабочей проектно-сметной документации и указаний авторского надзора, с нарушением технологии производства и низким качеством. Они могут запретить использование не соответствующих государственным стандартам, техническим условиям и технологическим методикам и рекомендациям материалов, изделий и оборудования. Им также предоставлено право приостанавливать проведение отдельных видов работ при необходимости исследования и фиксации необследованных или вновь обнаруженных частей, элементов и деталей памятника, а также при угрозе непредвиденных деформаций или разрушения конструкций, при систематическом несоблюдении рабочей проектно-сметной документации и указаний авторского надзора. Автор и члены авторского коллектива ведут журнал реставрации, научно-методического руководства и авторского надзора по установленной форме, где тщательно фиксируются работы, дефекты и отступления от рабочей проектносметной документации и указаний автора или членов авторского коллектива, излагаются конкретных требования по их устранению с указанием сроков. Журнал, прошнурованный и заверенный подписью автора или научного руководителя авторского коллектива, вместе с разрешением государственного органа охраны памятников истории и культуры на производство работ хранится у ответственного производителя работ, выдается для внесения указаний автору или членам авторского коллектива и предъявляется комиссии по приемке работ наряду с другой, установленной для сдачи работ, документацией. По окончании ремонтно-реставрационных работ журнал должен быть передан ответственным производителем работ по акту или под расписку автору или научному руководителю авторского коллектива для использования в работе над разделом научно-проектной документации «Научно-реставрационный отчет» и хранения (п.п. 4.1-4.5 Инструкции).

КОНТРОЛЬ И НАДЗОР

Функции по контролю и надзору за проведением ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия ранее осуществляла Россвязьохранкультура, потом в порядке реорганизации они перешли к Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны Культурного наследия, при упразднении последней ее функции перешли к Министерству культуры. В настоящий момент документ по данному контролю еще разрабатывается согласно Постановлению Правительства РФ от 20 июля 2011 г. № 590 «О Министерстве культуры Российской Федерации». Ранее данный контроль осуществлялся в форме плановых и внеплановых проверок. Плановый контроль предусматривал получение по каждому выданному разрешению отчета о выполненных работах, подписанного уполномоченными представителями заказчика, исполнителя работ и ответственного за авторский надзор или научно-методическое руководство. В отчете должны быть перечислены виды выполненных работ, включая скрытые и специальные, указаны допущенные отступления от проектной документации и причины отступлений. Отчет представляется не позднее одного месяца после истечения срока действия разрешения. Внеплановый контроль предполагал проведение центральным аппаратом или территориальным управлением Россвязьохранкультуры проверки соответствия проведенных работ согласованной проектной документации и выданным разрешениям с выходом на объект культурного наследия с привлечением экспертов

Россвязьохранкультуры по охране культурного наследия и иных специалистов. В случае выявления в ходе такой проверки нарушений может быть применена такая мера, как приостановление действия разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. В настоящий момент такая мера также существует согласно вышеупомянутому Административному регламенту, согласно нормам которого действие выданного разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия может быть приостановлено, если в ходе контрольных мероприятий Министерством культуры РФ были выявлены нарушения при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия:

  • не выполнения условий выданного разрешения;
  • обнаружения недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения разрешения;
  • проводимые работы не соответствуют согласованной проектной документации;
  • проводимые работы не предусмотрены выданным разрешением.

В случае выявления нарушений выдается предписание о приостановлении выполнения работ на объекте культурного наследия и устранении нарушений, являющееся основанием для приостановления действия разрешения.

Решение о приостановлении действия разрешения принимается руководителем структурного подразделения Минкультуры России (территориального органа) или его заместителем в течение 5 рабочих дней.

Структурное подразделение Минкультуры России (территориальный орган) уведомляет заказчика работ о выявленных нарушениях и о приостановлении действия разрешения.

Действие приостановленного разрешения может быть возобновлено после устранения причин, вызвавших приостановление его действия.

Для возобновления действия разрешения заявитель представляет документы, установленные п. 16.3 Регламента.

Также существует такая мера как прекращение действия разрешения и осуществляется она по следующим основаниям:

  • выявление недостоверных сведений в документах, представленных заявителем в целях получения лицензии;
  • прекращение действия одного или нескольких документов, на основании которых было выдано разрешение;
  • несоблюдение требований законодательства Российской Федерации в области сохранения, государственной охраны и использования объектов культурного наследия;
  • ликвидация юридического лица;
  • решение суда.

Решение о прекращение действия разрешения принимаются руководителем структурного подразделения Минкультуры России (территориального органа) или его заместителем в течение 5 рабочих дней.

В течение 3-х рабочих дней со дня принятия решения о прекращении действия разрешения в порядке делопроизводства направляется уведомление в письменной форме (свободной) заказчику работ о выявленных нарушениях и о прекращении действия разрешения.

Кроме того, исполнители ремонтно-реставрационных работ подпадают под сферу действия лицензионного контроля. В целях повышения качества продукции, работ и услуг, производимых в ходе осуществления лицензируемых видов деятельности, соблюдения требований законодательства Российской Федерации, соответствующих государственных стандартов, нормативно-технических документов лицензирующие органы осуществляют контроль на предмет соблюдения лицензиатами при осуществлении конкретных видов лицензируемой деятельности лицензионных требований и условий. Проверки, проводимые лицензирующими органами, подразделяются на документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные, плановые, внеплановые, камеральные и выездные. В указанных целях, лицензирующие органы уполномочены на проведение плановых и внеплановых проверок. В ходе осуществления контроля проверяется соблюдение лицензионных требований и условий по данному виду деятельности, своевременность переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, в законодательно установленных случаях, а также выполнение требований актов-предписаний по результатам предыдущих проверок. При выявлении в результате проведения мероприятия по контролю нарушений исполнителем ремонтно-реставрационных работ лицензионных требований, должностные лица лицензирующих органов обязаны принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждением, предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности. В случае если в результате мероприятия по контролю выявляется административное правонарушение, должностным лицом лицензирующего органа составляется протокол и даются предписания об устранении выявленных нарушений. Возможно и приостановление действия лицензии в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности (Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Приостановление лицензии ставит под вопрос дальнейшее участие исполнителя ремонтно-реставрационных работ в отношениях по сохранению объектов культурного наследия. Если в установленный судьей срок лицензиат не устранит нарушений лицензионных требований и условий, повлекших за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии, что исключает возможность продолжения исполнителем ремонтно-реставрационных работ в отношении объекта культурного наследия.

ПРИЕМКА РАБОТ

Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, одновременно со сдачей руководителем работ отчетной документации. В работе комиссий по приемке законченных работ и реставрации памятника в целом обязаны принимать участие авторы и члены авторского коллектива.

Заявители должны предоставить в соответствующий орган следующие документы:

Для приемки работ по сохранению объектов культурного наследия (объекты архитектуры):

  • заявление о необходимости приемки работ по сохранению объектов культурного наследия, заполненное по установленной в приложении 1 к настоящему административному регламенту форме. В заявлении должны быть указаны полностью фамилия, имя, отчество, адрес места жительства гражданина, наименование, местонахождение и исполнительный орган (руководитель) юридического лица, контактный телефон заявителя, а также перечень прилагаемых к заявлению документов;
  • технический паспорт объекта культурного наследия, документ, удостоверяющий личность, в случае, если заявителем является гражданин;
  • копию титульного листа проектной документации по сохранению объекта культурного наследия со штампом о ее согласовании в Госоргане охраны памятников или копия письма о согласовании документации в Госоргане, копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица, в случае, если заявителем является юридическое лицо;
  • разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия лица действовать от имени заявитель;
  • научно-реставрационный отчет, выполненный физическим или юридическим лицом, осуществляющим научное руководство проведением указанных работ (авторский и технический надзор);
  • перечень выполненных работ, выполненный в виде Приложения № 1 к Акту работы комиссии по приемке ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия (составляется проектной организацией, осуществлявшей научное руководство произведенными работами);
  • копию охранного обязательства по сохранению, содержанию и использованию объектов культурного наследия (недвижимых памятников истории и культуры);
  • акт приемки работ заказчиком.
  • доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия лица действовать от имени заявителя (в случае если заявление подается представителем заявителя);

Для приемки работ по сохранению объектов археологического наследия:

  • заявление о необходимости приемки работ по сохранению объектов археологического наследия, заполненное по установленной форме;
  • отчет по результатам спасательных археологических работ;
  • задание на выполнение спасательных археологических работ;
  • разрешение на выполнение спасательных археологических работ;
  • топографическая съемка границ выполнения спасательных археологических работ, выполненная лицензированной организацией.

Общий срок исполнения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня получения полного комплекта документов.

Таким образом, основанием для начала проведения административной процедуры по приему и регистрации документов является подача лицом заявления об исполнении государственной функции с приложением необходимых документов. Специалист, ответственный за прием документов, проверяет наличие всех необходимых документов, исходя из соответствующего перечня документов, необходимых для исполнения государственной функции. Принятое и зарегистрированное заявление и прилагаемые к нему документы (с визой руководителя службы) в течение 2-х дней подлежат передаче на экспертизу. Экспертиза документов, представленных для исполнения государственной функции, проводится в целях установления отсутствия противоречий между заявляемыми и зарегистрированными правами, других оснований для отказа или приостановления согласования проектной документации для проведения работ по сохранению объектов культурного наследия.

Критерием принятия решения о прохождении представленных документов экспертизы является:

  • наличие соответствующих прав у заявителя;
  • соответствие представленных документов требованиям;
  • действующего законодательства и нормативных документов.

После этого специалист службы рассматривает представленный научно-реставрационный отчет, составленный физическими и юридическими лицами, осуществлявшими научное руководство, проведением указанных работ, проверяя его на соответствие выданному разрешению на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также согласованной Госорганом охраны памятников проектной документации.

В случае возникновения замечаний на стадии рассмотрения научно-реставрационного отчета, специалист службы формулирует замечания в письме службы, в котором предлагает заявителю устранить их. После устранения замечаний службы, научно-реставрационный отчет представляется в службу на повторное рассмотрение.

В случае вынесения по результатам рассмотрения научно-реставрационного отчета специалистом службы положительного заключения, специалист службы организует выездное заседание Комиссии по приемке ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия путем направления телефонограмм в адрес заказчика работ, подрядчика работ, субподрядной организации (в случае ее наличия), пользователя объектом, лиц, осуществлявших авторский / технический надзор за проведенными работами, проектной организации, представителей привлеченных организаций (при необходимости) с сообщением даты и времени проведения заседания. На объекте Комиссией делается вывод о соответствии фактически-выполненных работ представленному перечню работ, согласованной проектной и разрешительной документации. На основании выводов Комиссией принимается решение о приемке не приемке работ по сохранению объекта культурного наследия. Результаты работы Комиссии оформляются специалистом службы в виде Акта работы комиссии по приемке ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия. Акт составляется в количестве экземпляров, равном количеству членов Комиссии плюс один. Экземпляры оформленных Актов подписываются всеми членами Комиссии в срок, не превышающий 5 дней, и передаются на утверждение председателю Комиссии — руководителю службы. Одновременно специалистом службы изготавливается проект письма о приемке работ по сохранению объекта культурного наследия и научно-реставрационного отчета, передается на визирование начальнику соответствующего отдела, заместителю руководителя службы и передается на подпись руководителю службы. Письмо, подписанное руководителем службы, выдается заявителю. К письму прилагаются необходимое количество утвержденных Актов.

По указанию государственных органов охраны памятников истории и культуры научно-проектная документация в установленном порядке может быть передана на хранение в государственные архивы. Согласно ст. 21 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, по истечении сроков их временного хранения в государственных органах, органах местного самоуправления либо государственных и муниципальных организациях передаются на постоянное хранение в соответствующие государственные и муниципальные архивы. Документы Архивного фонда Российской Федерации, образовавшиеся в процессе деятельности территориальных органов, федеральных органов государственной власти и федеральных организаций, иных государственных органов Российской Федерации, расположенных на территории субъекта, могут передаваться в государственные архивы субъекта РФ на основании договора между органом или организацией, передающими указанные документы, и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в области архивного дела. Документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в частной собственности, поступают в государственные и муниципальные архивы, музеи, библиотеки, организации Российской академии наук на основании договоров между этими архивами, музеями, библиотеками, организациями Российской академии наук и собственниками указанных документов.


0 Комментарии