Капитальный ремонт или реконструкция осуществляются в строго регламентированном порядке, затем проводится сдача-приемка объекта, и только после этого – ввод в эксплуатацию. Ниже подробно рассмотрены все эти этапы.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА
Логическим завершением процедур по заключению договора строительного подряда, а также установленных законом этапов подготовки, согласования проектной документации, является непосредственное осуществление капитального ремонта или реконструкции объекта капитального строительства. Основные права и обязанности заказчика и подрядчика, как правило, определяются договором строительного подряда, однако, в силу специфики указанных видов строительных работ, порядок осуществления как реконструкции, так и капитального ремонта детально регламентируется еще целым рядом различных норм, правил, государственных стандартов. Немаловажным при осуществлении реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства является и строительный контроль, и строительный надзор, оказывающие существенное влияние на порядок и условия их проведения.
Так, прежде чем приступить к началу работ, застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, проектная документация на который подлежит государственной экспертизе, должен направить в органы государственного строительного надзора извещение о начале таких работ, с приложением копии разрешения на строительство; проектной документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа реконструкции; копии документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий; общего и специального журналов, в которых ведется учет выполнения работ; положительного заключения государственной экспертизы проектной документации. Такое извещение с прилагаемыми к нему документами является основанием для разработки должностным лицом органа государственного строительного надзора программы проведения проверок в течение семи рабочих дней с даты получения такого извещения (п. 6 Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации (РД-11-04-2006), утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 № 1129).
В ответственность подрядчика при осуществлении реконструкции или капитального ремонта объекта капитального строительства входит обязанность действовать в соответствии с заданием застройщика или заказчика, проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
При осуществлении строительных работ по реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства обязательными условиями являются: наличие договора с заказчиком; наличие проектно-сметной документации при строительстве и реконструкции; наличие строительных элементов (строительные материалы, изделия, конструкции, оборудование); профессиональный уровень мастерства и квалификация исполнителя и его знания требований безопасности и санитарных норм; наличие нормативных и технических документов на осуществляемые работы.
При оказании услуг по капитальному ремонту и реконструкции детали должны быть выполнены из сертифицированных материалов и защищены от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды (СНиП 2.03.11, СНиП 31-02). Новая продукция должна быть пригодна для применения в условиях строительства и эксплуатации объектов на территории Российской Федерации и подтверждена техническим свидетельством.
Проверке и подтверждению пригодности подлежит новая продукция, от которой зависят эксплуатационные свойства зданий и сооружений, их надежность и долговечность, безопасность для жизни и здоровья людей, их имущества, а также окружающей среды. Не требует проверки и подтверждения пригодности новая продукция, запроектированная в полном соответствии с действующими строительными нормами и правилами, а также разработанная и поставляемая в соответствии с государственными стандартами или техническими условиями, утвержденными в установленном порядке (п.п. 3, 5 Правил подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве). В процессе осуществления работ по реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства должны быть обеспечены безопасность жизни и здоровья застройщика, охрана и безопасность труда в соответствии с требованиями СНиП III-4, СНиП 12-03. При необходимости разборки старых конструкций здания перед реконструкцией подрядчик должен разработать мероприятия по обеспечению безопасности выполнения работ. Пожарная безопасность при проведении строительных или ремонтных работ должна обеспечиваться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.004. Внутренний газопровод должен отвечать требованиям СНиП 2.04.08. Источники тепловой энергии (в том числе печи и камины), варочные плиты и дымоходы должны быть размещены с учетом требований пожарной безопасности дома и в соответствии с требованиями СНиП 2.04.05. Электропроводка должна быть выполнена кабелем или изолированными проводами с оболочками, не распространяющими горение. При оказании услуг по ремонту и строительству экологическая безопасность должна обеспечиваться соблюдением установленных требований охраны окружающей среды согласно действующим нормативным документам. В процессе оказания услуг по строительству и ремонту лакокрасочные, изоляционные, взрывоопасные или вредные вещества складируют в соответствии с требованиями действующей нормативной документации. Во время проведения строительных работ и по окончании их сточные воды, строительный мусор должны удаляться без загрязнения территории и водоносных горизонтов (СНиП 31-02) (ГОСТ Р 52059-2003).
Ранее упомянутыми ВСН 61-89 (р) регулируется проектирование реконструкции и капитального ремонта жилых домов высотой до 16 этажей включительно. Согласно указанным нормам, при капитальном ремонте и реконструкции жилых домов, оборудованных лифтами грузоподъемностью до 350 кг, габариты лифтовых шахт, машинных помещений и площадок перед лифтами могут быть сохранены.
При этом ширина площадки перед лифтом должна быть не менее 1 м. Если ширина одной этой площадки менее 1,2 м, то лифт должен иметь раздвижные двери. При невозможности применения стандартных лифтов допускается использовать выпускаемые промышленностью нестандартные лифты. Также допускается применять гидравлические лифты. Допускается сохранять существующие размеры тамбуров. При невозможности устройства тамбуров следует предусматривать двойные двери, в том числе с открыванием в разные стороны, оборудованные уплотняющими прокладками и дверными доводчиками. Существующие мусоропроводы в жилых домах при реконструкции и капитальном ремонте следует сохранять. Жилые дома с отметкой пола верхнего этажа от уровня земли 14 м и более должны быть оборудованы мусоропроводами.
При оборудовании зданий мусоропроводами следует обеспечивать их воздухонепроницаемость и нормативную шумозащиту жилых помещений, примыкающих к мусоросборным камерам. В реконструируемых или капитально ремонтируемых домах с высотой жилых этажей более 2,8 м допускается сохранять существующую высоту этажей.
При реконструкции таких домов в пристраиваемых, — надстраиваемых или встраиваемых объемах допускается принимать высоту жилых этажей более 2,8 м, если это вызвано необходимостью композиционного объединения сохраняемой и возводимых частей здания. Допускается сохранение выступающих конструкций, если высота жилых помещений в свету от пола до низа этих конструкций составляет не менее 2,2 м, а дефицит объема жилых помещений при этом компенсируется увеличением площади. При капитальном ремонте жилых домов, а также в случае пристройки дополнительных объемов меньшей или равной этажности без изменения планировки и замены конструкций в существующем здании, могут быть сохранены находящиеся в техническом состоянии, не требующем замены, деревянные междуэтажные перекрытия (за исключением перекрытий кухонь) при условии обеспечения предела их огнестойкости, соответствующего степени огнестойкости здания после его ремонта, межкомнатные перегородки с пустотами, ограниченными негорючими материалами, перекрытия с пустотами, если последние на участках примыкания соседних квартир заполнены негорючими материалами на длине не менее 25 см, лестничные площадки шириной, равной расчетной ширине марша, но не менее 1 м, балконы и лоджии независимо от их размеров. Пятиэтажные жилые дома не ниже III степени огнестойкости, а также десятиэтажные дома не ниже II степени огнестойкости при реконструкции допускается надстраивать одним этажом при условии устройства в нем и нижележащем этаже квартир в двух уровнях. При реконструкции следует обеспечивать возможность въезда в каждый замкнутый двор.
Допускается сохранение замкнутых дворов площадью до 400 кв. м без въезда. В реконструируемых домах высотой более двух этажей квартиры, все окна которых выходят в замкнутый двор, должны иметь переходные балконы между секциями или выходы на эвакуационные лестницы.
При капитальном ремонте жилых домов бесчердачные железобетонные крыши могут быть сохранены при соблюдении нормативных требований, если эти крыши по техническому состоянию и эксплуатационным качествам не подлежат замене. Бесчердачные крыши построечного выполнения многослойной конструкции с засыпным утеплителем подлежат замене. При замене следует устраивать чердачные крыши. Это лишь небольшой перечень условий, которые должны соблюдаться подрядчиками при осуществлении реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства. Порядок осуществления реконструкции и капитального ремонта регулируется также нормами СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», принятые постановлением Госстроя России от 23.07.2001 № 80, СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство», утвержденными постановлением Госстроя России от 17.09.2002 № 123, СНиП 1.04.03-85 «Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений», утвержденные постановлением Госстроя СССР и Госплана СССР от 17.04.1985 № 51/90 (в ред. от 17.07.1989), ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь», принятым постановлением Госстандарта России от 15.08.2001 № 332-ст (в ред. от 01.07.2003), СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», одобренные постановлением Госстроя России от 19.04.2004 № 70 и др.
В процессе реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства подрядчиком (застройщиком или заказчиком), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций.
По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
С момента начала работ и до их завершения подрядчик ведет журналы производства работ. Общий журнал работ, в котором ведется учет выполнения работ при реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, является основным документом, отражающим последовательность осуществления реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, в том числе сроки и условия выполнения всех работ при реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, а также сведения о строительном контроле и государственном строительном надзоре. Разделы общего журнала работ ведутся уполномоченными на ведение такого журнала представителями застройщика или заказчика, лица, осуществляющего строительство, органа государственного строительного надзора. Записи в общий журнал вносятся с даты начала выполнения работ по реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства до даты фактического окончания выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Специальные журналы работ, в которых ведется учет выполнения работ при реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, являются документами, отражающими выполнение отдельных видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства. Специальные журналы работ ведет уполномоченный представитель лица, осуществляющего строительство путем заполнения его граф начиная с даты выполнения отдельного вида работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства до даты фактического окончания выполнения отдельного вида таких работ. После завершения выполнения отдельных видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства заполненные специальные журналы работ передаются застройщику или заказчику (п.п. 3, 8, 10-11 Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства РД-11-05-2007, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.01.2007 № 7). Журналы ведутся на русском языке, где каждая запись подписывается подрядчиком и представителем заказчика. Рекомендуется в журнале производства работ отражать весь ход работ и все значимые для отношений сторон события (моменты начала и окончания отдельных видов или комплексов работ, даты поставки материалов и оборудования, данные о проводимых ревизиях, испытаниях, задержках в ходе работ, вызванных различными обстоятельствами и т.п.). В общий и (или) специальный журналы заносятся также сведения и о результатах проверки. Замечания застройщика или заказчика, привлекаемых застройщиком или заказчиком для проведения строительного контроля лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, о недостатках выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства должны быть оформлены в письменной форме. Об устранении указанных недостатков составляется акт, который подписывается лицом, предъявившим замечания об указанных недостатках, и лицом, осуществляющим строительство. Кроме того, если заказчик не удовлетворен ходом и качеством работ, применяемых материалов или записями подрядчика, то он обязан изложить свое обоснованное мнение в журнале производства работ с указанием срока устранения допущенных отклонений. Подрядчик в течение укачанного срока исполняет указания представителя заказчика, о чем подрядчик обязан сделать отметку об исполнении в журнале производства работ. Заполненные журналы работ подлежат хранению у застройщика или заказчика до проведения органом государственного строительного надзора итоговой проверки. На время проведения итоговой проверки журналы работ передаются застройщиком или заказчиком в орган государственного строительного надзора. После выдачи органом государственного строительного надзора заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации журналов работ передаются застройщику или заказчику на постоянное хранение. Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений.
В целях предупреждения, а также выявления и пресечения допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим реконструкцию, капитальный ремонт на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений соответствия выполняемых в процессе реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации в ходе проведения ремонтно-строительных работ в установленных законом случаях предусмотрено осуществление строительного надзора. Государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок, в ходе которых проверяется соблюдение требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для ремонта и реконструкции, работ по усилению и (или) монтажу фундамента и конструкций подземной и надземной частей, изменению параметров объекта капитального строительства, его частей и качества инженерно-технического обеспечения (при реконструкции), и требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для капитального ремонта, ремонтно-восстановительных работ, включая работы по усилению фундамента и замене конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования (при капитальном ремонте). Такие проверки проводятся должностным лицом органа государственного строительного надзора, уполномоченным на основании соответствующего распоряжения (приказа) органа государственного строительного надзора и от его имени осуществлять такой надзор в соответствии с программой проверок, а также в случае обращений физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления. Если в результате проведенной проверки выявляются нарушения, должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт (в двух экземплярах), являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства. Иные результаты проверки заносятся в общий и (или) специальный журналы (п.п. 8-11, 14, 15 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54).
Не допускается осуществление иных видов государственного надзора при реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, а также государственного экологического контроля в отношении объектов, реконструкция, капитальный ремонт которых осуществляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в отношении объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности, на землях особо охраняемых природных территорий (п. 6 ст. 54 ГрК РФ).
Для обеспечения строительного контроля, подрядчик обязан обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, извещать застройщика или заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков.
СДАЧА-ПРИЕМКА ОБЪЕКТА КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
После фактического окончания реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, устранения всех нарушений, допущенных при реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, оформления исполнительной документации, связанной с выполнением всех работ по реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, а также применением строительных материалов (изделий) осуществляется сдача-приемка реконструированного или отремонтированного объекта капитального строительства, которая оформляется актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма данного акта № ОС-3 утверждена постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств»), В акте отражаются сведения о заказчике, исполнителе работ, номер договора, сроки исполнения работ, а также заключение комиссии о полноте выполненных работ, о проведенных испытаниях, изменениях в характеристике объекта, капитальным ремонтом, реконструкцией, сведения о том, кто сдал и кто принял реконструированный или отремонтированный объект капитального строительства. Акт сдачи-приемки объекта после ремонта подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию. Заказчик или застройщик, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, извещает орган государственного строительного надзора об окончании указанных работ. На основании данного извещения должностным лицом органа строительного надзора в течение семи рабочих дней после получения извещения назначается итоговая проверка, о проведении которой не позднее, чем за три рабочих дня до ее проведения должностное лицо органа государственного строительного надзора уведомляет застройщика или заказчика. При проведении итоговой проверки визуальному осмотру подлежит реконструированный, отремонтированный объект капитального строительства в полном объеме (включая отдельные выполненные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения и примененные строительные материалы (изделия). Кроме того, проверке подлежат все акты (предписания, извещения) об устранении нарушений (недостатков), выявленных при осуществлении государственного строительного надзора и проведении строительного контроля. Результат проведенной итоговой проверки оформляется актом, который является основанием для обращения застройщика или заказчика за выдачей заключения о соответствии реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
После оформления акта итоговой проверки заказчик (застройщик) обращается в орган государственного строительного надзора за получением заключения о соответствии реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, которое выдается в течение десяти дней после получения обращения. При отсутствии оснований для выдачи заключения орган государственного строительного надзора принимает решение об отказе в выдаче такого заключения. Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается должностным лицом органа государственного строительного надзора, осуществлявшим итоговую проверку, и утверждается распоряжением (приказом) руководителя органа государственного строительного надзора. Первый экземпляр заключения о соответствии или решения об отказе в выдаче такого заключения направляется (вручается) должностным лицом органа государственного строительного надзора застройщику или заказчику, обратившемуся за выдачей заключения, или их представителям на основании надлежащим образом оформленного документа о представительстве. Второй экземпляр заключения о соответствии или решения об отказе в выдаче такого заключения остается в деле органа государственного строительного надзора.
Важно отметить, что принятие органом государственного строительного надзора решения об отказе в выдаче заключения о соответствии не препятствует повторному обращению застройщика или заказчика за выдачей заключения о соответствии после устранения причин, послуживших основанием для принятия органом государственного строительного надзора указанного решения. Решения органов государственного строительного надзора нередко бывают предметом рассмотрения в судах.
ВВОД В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ОБЪЕКТА ПОСЛЕ КАПРЕМОНТА
Одним из самых важных и ответственных моментов, завершающим весь процесс реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, — является ввод объекта в эксплуатацию. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. К заявлению прилагаются:
- правоустанавливающие документы на земельный участок;
- градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
- разрешение на строительство;
- акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);
- документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
- документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
- документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
- схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
- заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 54 ГрК РФ;
- документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Указанные в пп. 6 и 9 ч. 3 ст. 55 ГрК РФ документ и заключение должны содержать информацию о нормативных значениях показателей, включенных в состав требований энергетической эффективности объекта капитального строительства, и о фактических значениях таких показателей, определенных в отношении построенного, реконструированного объекта капитального строительства в результате проведенных исследований, замеров, экспертиз, испытаний, а также иную информацию, на основе которой устанавливается соответствие такого объекта требованиям энергетической эффективности и требованиям его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. При строительстве, реконструкции многоквартирного дома заключение органа государственного строительного надзора также должно содержать информацию о классе энергетической эффективности многоквартирного дома, определяемом в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пп. 1, 2, 3 и 9 ч. 3 ст. 55 ГрК РФ, запрашиваются органами, указанными в ч. 2 ст. 55 ГрК РФ, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.
Документы, указанные в пп. 1, 4, 5, 6, 7 и 8 ч. 3 ст. 55 ГрК РФ, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. Если документы, указанные в настоящей части, находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, такие документы запрашиваются органом, указанным в части 2 настоящей статьи, в органах и организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.
В законодательном порядке, в целях получения в полном объеме сведений, необходимых для постановки объекта капитального строительства на государственный учет, данный перечень документов может быть расширен, причем такое право предоставляется Правительству РФ. Однако, при отсутствии такого нормативного акта на ввод здания или другого объекта в эксплуатацию после капитального ремонта требовать иные документы, не перечисленные в п. 3 ст. 55 ГрК РФ не допускается.
После принятия документов в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, орган, выдавший разрешение на строительство, обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов и провести осмотр объекта капитального строительства. Однако, если при реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится.
По итогам проверки орган, выдавший разрешение на строительство, выдает заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны быть отражены сведения об объекте капитального строительства в объеме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учета, а именно: состав сведений, соответствующий графической и текстовой частям технического плана. Согласно пп. 2-7 ст. 41 Федерального закона закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в техническом плане, так же как и в разрешении на ввод в эксплуатацию, должны быть указаны сведения о здании, сооружении, помещении, сведения о части или частях такого объекта недвижимости.
Указанные сведения отражаются в графической и текстовой форме. Графические сведения представляют собой воспроизведение сведений кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также местоположения такого здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке.
Помещение представляет собой план этажа или части этажа здания либо сооружения с указанием на этом плане местоположения такого помещения, а при отсутствии этажности у здания или сооружения план здания или сооружения либо план соответствующей части здания или сооружения с указанием на этом плане местоположения такого помещения. Местоположение помещения устанавливается посредством графического отображения границы геометрической фигуры, образованной внутренними сторонами наружных стен такого помещения, на плане этажа или части этажа здания либо сооружения, а при отсутствии этажности у здания или сооружения на плане здания или сооружения либо на плане соответствующей части здания или сооружения. Текстовые сведения включают в себя данные о виде объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дату внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке; кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номере этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описании местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение; площади здания или помещения. Кроме того, в качестве дополнительных сведений могут рассматриваться кадастровый, номер земельного участка, в пределах которого расположены здание, сооружение; адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости; сведения о вещных правах на объект недвижимости и об обладателях этих прав в объеме сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости; назначение здания, помещения; вид жилого помещения (комната, квартира), если объектом недвижимости является жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме; назначение сооружения; количество этажей (этажность), в том числе подземных этажей; материал наружных стен, если объектом недвижимости является здание; почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с собственником объекта недвижимости; год ввода в эксплуатацию здания или сооружения по завершении его строительства или год завершения его строительства.
Орган, выдавший разрешение на строительство может принять решение и об отказе в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. Такими причинами могут быть отсутствие необходимых документов; несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории; несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство; несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства.
Причем неполучение (несвоевременное получение) запрошенных документов не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, кроме того является невыполнение застройщиком требований, предусмотренных ч. 18 ст. 51 ГрК РФ. В таком случае разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается только после передачи безвозмездно в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, сведений о площади, о высоте и количестве этажей планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, одного экземпляра копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных п.п. 2, 8-10 и 11.1 ч. 12 ст. 48 ГрК РФ, или одного экземпляра копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Еще одним условием получения разрешения на ввод в эксплуатацию после капремонта является обязанность застройщика безвозмездно передать копию схемы, отображающей расположение реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка, для размещения такой копии в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию также является основанием для внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
0 Комментарии